Данная инструкция предназначена для руководителей и участников экспедиций. Есть разделы, которые написаны специально для водителей транспортных средств.
Инструкция трактует понятие безопасности гораздо шире, чем инструкции по технике безопасности для работников на предприятии. Безопасность в экспедиции складывается из ряда аспектов, взаимосвязанных между собой:
- безопасность для жизни и здоровья людей
- имущественная безопасность
- пожарная безопасность
- экологическая безопасность
- правовая безопасность
В работе и деятельности экспедиционного отряда есть большие отличия от работы обычного предприятия или организации:
- Работники предприятия или организации осуществляют свою деятельность на организованных рабочих местах. В экспедиции таких рабочих мест нет и организовывать их необходимо самим работникам, причем каждый раз заново, с учетом местных условий. Эффективность и безопасность работы будет зависеть от того, насколько грамотно она организована.
- На предприятии или в организации работники находятся 8 часов в сутки и занимаются только работой. В экспедиции работники находятся в течение всего срока по 24 часа в сутки, занимаясь не только работой, но и обеспечением быта, передвижением на местности, отдыхом и т.д.
- Предприятия и организации находятся, как правило, в населенных пунктах, где имеется определенная инфраструктура (транспорт, связь, электроэнергия, водопровод, канализация и т.д.). В их зоне деятельности есть экстренные службы: милиция, пожарная и медицинская службы. Экспедиционный отряд зачастую не может рассчитывать на помощь извне и должен рассчитывать только на свои силы.
На этапе планирования руководитель, водители и участники экспедиции должны оценить местные условия района проведения исследований на предмет обеспечения безопасности. Данные получают, изучая карты, литературные источники, ресурсы Интернета. Наиболее ценные сведения можно получить, изучая отчеты прошлых экспедиций или спортивных походов в данной местности, а так же из личного общения с их руководителями и участниками. Большую ценность может представлять информация, полученная от сотрудников институтов, расположенных в интересуемом регионе.
На первом этапе следует выяснить общий характер района экспедиции:
- Географические координаты.
- Климат.
- Рельеф и высота над уровнем моря.
- Наличие крупных и мелких водоёмов.
- Степень заселенности территории (среднее расстояние между населенными пунктами и численность населения в них).
- Национальный состав населения и их обычаи, отношение местного населения к приезжим.
- Густота автодорожной и железнодорожной сети, состояние дорог.
- Наличие сетей сотовой связи, их районы охвата и возможность использования их по роумингу.
- Проходимость местности (наличие болот, оврагов, проходимость лесов и т.д.).
- Обеспеченность водой для приготовления пищи и бытовых нужд в полевых условиях.
- Опасные растения и животные, эпидемиологическая обстановка.
- Возможность в районе природных и техногенных катастроф (землетрясения, сели, наводнения, ядовитые выбросы, аварии АЭС и т.п.).
- Наличие погранзон или закрытых районов.
- Наличие заповедников, национальных парков, заказников и др. территорий, посещение которых ограничено.
- Учреждения в районе проведения экспедиции, которые могут оказать помощь и поддержку.
На втором этапе разрабатывают маршрут движения в соответствии с задачами экспедиции, возможностями транспортных средств, снаряжения и оборудования и степени подготовки персонала. Следует заранее предусмотреть возможные варианты действий при возникновении нештатных или чрезвычайных ситуаций (например: транспортировка заболевшего в больницу, крупный ремонт автотранспорта и т.д.). Не следует планировать слишком плотный график работы. Лучше иметь в запасе 2-3 дня. Если не повезет с погодой, сломается машина, или возникнет ещё какое-нибудь непредвиденное обстоятельство, то за эти дни можно успеть наверстать упущенное. Если такого времени нет и необходимо вернуться в точно назначенный срок, а работа еще не доделана, возникает спешка, нервозность, переутомление и как результат, может быть получена травма кем-то из работников, можно попасть в аварию в пути и т.д.
Весь личный состав экспедиционного отряда должен обладать определённым уровнем здоровья, позволяющим работать в полевых условиях. Для участия в экспедициях, проходящих в сложных условиях надо пройти медкомиссию и не иметь медицинских противопоказаний. Для эффективной работы экспедиционного отряда важно желание и добровольность каждого работника участвовать в этой работе. Прямое или косвенное принуждение, как правило, приводит к негативным результатам. Эффективность работы всего отряда снижается.
Руководитель экспедиционного отряда должен быть грамотным специалистом и организатором работ по своей специальности. Кроме того, он должен уметь организовать и руководить всей разнообразной деятельностью отряда и иметь опыт участия или руководства экспедициями.
Каждый работник должен хорошо уметь выполнять свою работу в полевых условиях. Кроме того, необходимо иметь навыки путешественника: уметь ориентироваться на местности, работать с картой, готовить еду в полевых условиях, выполнять все работы по постановке лагеря, оказывать первую медицинскую помощь.
Водитель экспедиционного автотранспорта должен иметь достаточный опыт вождения в городских условиях, на междугородных трассах и в полевых условиях. Он должен уметь преодолевать сложные участки местности, а так же владеть приёмами вытаскивания застрявших транспортных средств с помощью лебедки, домкрата, буксировки неисправных транспортных средств и ремонта в полевых условиях. Водитель должен инструктировать своих пассажиров по вопросам транспортной безопасности и следить за выполнением ими ПДД и техники безопасности. Навыки путешественника так же обязательны для водителей автотранспорта в экспедиции.
Занятия по подготовке к экспедиции обычно не проводятся в наших институтах. Считается, что сотрудник, который добровольно едет в экспедицию, либо уже все умеет, либо способен быстро научиться всему в процессе. Однако, как показала практика, такие занятия значительно повышают эффективность работы и безопасность. Каждый сотрудник должен уметь хорошо и быстро выполнять работы по своей специальности в полевых условиях. Этому он должен научиться до поездки в экспедицию. Необходимо иметь навыки ориентирования на местности, приготовления пищи в полевых условиях и постановки лагеря. Следует не просто иметь представление, как это делается, но и хорошо уметь пользоваться всем снаряжением в сложных условиях (например, в темноте или при сильном ветре). Для отработки всех необходимых навыков, целесообразно провести с участниками экспедиционного отряда краткий теоретический и практический курс (8-16 часов). Утверждение о том, что можно научиться всему по ходу экспедиции справедливо лишь отчасти. Так, если Вы поедете в экспедицию не умея ставить палатку или готовить на костре, то действительно скоро этому научитесь. Однако если ваша машина застрянет в грязи, и её придется вытаскивать лебедкой, то Вас не допустят участвовать в этом из соображений безопасности. Поэтому научиться Вы не сможете. Если Вы не умеете делать носилки из подручных средств и транспортировать на них пострадавшего, то если в вашем отряде будет пострадавший, учиться будет поздно.
Кроме умения разбивать лагерь и готовить в полевых условиях каждый член экспедиционного отряда должен знать, какие нештатные или чрезвычайные ситуации могут возникнуть в экспедиции, быть психологически готовым к ним и уметь действовать в таких ситуациях.
Комплект снаряжения и оборудования и его пригодность для заявленных задач имеет большое значение для безопасности экспедиции. За подготовку снаряжения и оборудования должен отвечать специально назначенный завхоз, имеющий опыт участия в экспедициях и разбирающийся в снаряжении. Он составляет списки группового и личного снаряжения и оборудования, изыскивает пути его приобретения или заимствования и лично проверяет пригодность. При необходимости, завхоз занимается обучением персонала пользованием имеющимся снаряжением.
Экспедиционный отряд должен иметь все необходимые документы для избежания осложнений при взаимодействии с государственными, частными или общественными организациями.
Каждому участнику надо иметь:
- Личный паспорт
- Загранпаспорт (для пересечения границ других государств)
- Военный билет (для военнообязанных)
- Служебное удостоверение или пропуск
- Командировочное удостоверение
- Медицинский страховой полис
- Прочие личные документы (пенсионное удостоверение, водительское удостоверение и т.п.)
Водитель кроме вышеуказанных документов должен иметь:
- Водительское удостоверение
- Страховой полис
- Свидетельство о регистрации ТС
- Доверенность на право управления ТС
- Талон техосмотра
Руководитель должен иметь при себе:
- Документ, заверенный подписью директора и печатью организации, в котором указаны цели, сроки и маршрут следования экспедиции
- Документы, дающие право использования радиоэлектронной аппаратурой (рации, GPS-навигаторы)
- Список участников экспедиционного отряда с указанием их адресов, домашних и сотовых телефонов и их контактных лиц (муж, жена, родители, дети, друзья)
- Список снаряжения
- Состав аптечки
- Желательно иметь письмо за подписью директора с просьбой об оказании содействия (намного облегчает получение помощи от государственных и правоохранительных органов)
При наличии в районе действий экспедиционного отряда организаций, могущих оказать помощь и содействие, следует иметь их адреса, телефоны, фамилии контактных лиц. Не следует пренебрегать знакомыми или родственниками, живущими в пределах досягаемости. Необходимо иметь 1-2 контактных лица в своей организации или городе, с которыми периодически поддерживать связь. Лучше, если эти лица сами участвовали в экспедициях и знают район, в котором проходит работа отряда. Информация об этих организациях и лицах должна быть не только у руководителя. При наличии сотовых телефонов, в их записных книжках должны быть введены номера телефонов всех участников, телефоны своей организации и пр. Все это имеет большое значение при возникновении непредвиденных обстоятельств (потеря участника, поломка автомобиля вдали от дорог и населенных пунктов и т.д.).
Основой безопасности во время работы экспедиционного отряда является хорошая подготовка к экспедиции и правильная организация передвижения, основной работы, работ по обеспечению быта и ночлега, режима работы и отдыха, соблюдение правил пожарной и экологической безопасности, соблюдение законодательства.
Обеспечение правильного режима работы и отдыха является залогом успешной и безопасной работы. Силы любого человека ограничены и должны вовремя восполняться. Деятельность людей в экспедиции должна протекать по расписанию, близкому к режиму в обычной жизни. Необходимо организовать трехразовое, полноценное горячее питание. Завтрак, обед и ужин должны быть каждый день, по возможности, в одно и то же время. Обед надо устраивать не когда все проголодались, а когда он должен быть по расписанию. Раз в 40 минут – 1 час следует устраивать отдых на 10-15 минут. Вставать на ночлег следует заблаговременно, чтобы успеть поставить лагерь и приготовить ужин засветло. Следует всегда помнить, что переутомление ведет к снижению производительности труда и значительно увеличивает риск получения травм.
Значительное внимание следует уделять сохранности и поддержанию работоспособности снаряжения и оборудования. Это имеет непосредственное отношение к безопасности людей, т.к. она обеспечивается именно применением снаряжения.
Для обеспечения транспортной безопасности экспедиции необходимо иметь подходящие транспортные средства в исправном состоянии, опытных водителей и подготовленный персонал. За состояние транспортного средства и его вождение отвечает водитель. Автомобиль перед поездкой в экспедицию должен пройти диагностику и ТО. В комплект автомобиля должны входить:
- аптечка
- огнетушитель
- знак аварийной остановки
- насос
- домкрат
- буксировочный трос
- лебедка (с усилием 1,5 т для легкового автомобиля)
- топор
- лопата
- пила
- набор инструментов
- комплект запчастей
- моторное масло для доливки
- трансмиссионное масло
- тормозная жидкость
- охлаждающая жидкость (в летнее время может быть заменена водой)
Передвижение по дорогам на автомобилях таит в себе множество опасностей для пассажиров. Все сотрудники в экспедиции должны знать основы Правил дорожного движения и строго соблюдать их. Основные правила безопасности для пассажиров:
- Сидя на переднем сидении необходимо перед началом движения пристегнуться.
- Нельзя открывать двери во время движения.
- Перед тем как открыть дверь стоящего автомобиля, надо убедиться, что ни сзади, ни спереди не едет другое транспортное средство.
- Нельзя без особой надобности выходить на проезжую часть.
Идти по автодороге можно только по обочине с левой стороны, только в светлое время суток.
- В темное время суток идти или просто находиться даже на обочине крайне опасно.
- Если надо идти по дороге ночью, то можно это делать, только передвигаясь по обочине с фонарём, освещая перед собой дорогу и создавая видимое водителям проезжающих машин пятно света. При этом нельзя светить фонарем на машины. Необходимо иметь на одежде светоотражающие элементы или носить специальные сигнальные жилеты.
В случае возникновения неисправности, необходимо устранить её, прежде чем продолжать дальнейшее движение. В некоторых случаях, устранить неисправность может водитель при помощи других членов отряда. Запчасти на автомобили российского производства легко купить практически в любом населенном пункте России, чем они выгодно отличаются от иномарок. Если самостоятельный ремонт невозможен, можно обратиться в мастерскую. Для этого неисправный автомобиль надо транспортировать до мастерской при помощи буксирного троса.
При ремонте автомобиля следует соблюдать технику безопасности. Поднимать автомобиль домкратом крайне желательно на ровной асфальтированной площадке. Использование домкрата на наклонной поверхности или на мягком грунте опасно. Автомобиль легко может “соскочить”, что вызовет определённые технические трудности и может травмировать работников. Категорически запрещено работать под автомобилем, стоящим на домкрате или неустойчивой подставке.
При ремонте двигателя, топливной системы, электрооборудования и системы зажигания следует снять минусовую клемму с аккумулятора.
Автомобильное топливо (бензин, дизельное топливо), масла и эксплуатационные жидкости опасны для здоровья людей и окружающей среды. Бензин крайне огнеопасен, а пары его взрывоопасны. Он может воспламениться от любой искры. Погасить его очень трудно. При работе с бензином надо соблюдать крайнюю осторожность. Пары его ядовиты для человека и животных. Разлитый бензин уничтожает всю растительность, на которую он попадает.
Автомобильные масла вредны для кожи человека. При попадании на кожу, надо смыть масло теплой водой с мылом. Масло представляет значительную опасность для окружающей среды. Нельзя проливать его на почву или растительность. Отработанное масло следует сливать в специальные ёмкости, которые имеются на станциях техобслуживания или в коллективных гаражах. Если случайно произошло проливание масла, надо собрать пропитанную маслом почву в пакет и вывезти её.
Ещё более вредны охлаждающая жидкость (тосол) и тормозная жидкость. При работе с ними надо остерегаться их контакта с кожей. При перевозке в багажнике автомобиля нельзя допускать попадания их в пищевые продукты.
Если при движении по бездорожью автомобиль застрял, его можно вытащить тремя способами:
- Другой машиной при помощи троса. Следует помнить, что более тяжелая и мощная машина может успешно вытащить легкую. Легкая машина скорее всего не сможет вытащить более тяжелую. Большое значение имеет сцепление с грунтом. Наиболее безопасный вариант – постепенное натяжение троса. Если таким образом не удается, можно попробовать рывками. Однако при этом возрастает риск разрыва троса, поломки машины, неожиданного заноса и т.д. Во время этой операции, люди должны быть удалены на безопасное расстояние.
|
- При помощи лебедки. Для этого нужно иметь поблизости точку опоры: дерево, столб, большой камень или любой массивный предмет, за который можно завязать трос. Если дерево тонкое, трос надо привязывать как можно ближе к корню. Если оно сильно наклоняется при натяжении троса, не лишне будет его держать. При надежной точке опоры как правило удается вытащить застрявший автомобиль.
- При помощи домкрата. Для этого надо поднять наиболее увязшее ведущее колесо домкратом и подложить под него вдоль доски, жерди или любые длинные предметы, которые образуют настил для колеса. После создания такого настила под одним или двумя ведущими колесами, обычно удаётся выехать.
Проведение работ в экспедиции должно заранее планироваться и осуществляться по отработанной схеме. Персонал должен хорошо уметь выполнять данные работы. Экспедиционный отряд делится на звенья или группы, которые выполняют соответствующие работы (обследования территории, сбор образцов, гербария и т.д.). Звенья в начале рабочего дня идут на заранее выбранные участки и выполняют работы. Желательно иметь постоянную связь с работающими звеньями. Руководитель должен знать характер местности и возможные опасности. Для этого желательно получить сведения у местных жителей или сотрудников предприятий или организаций, работающих в данном регионе.
Ядовитые животные (змеи, насекомые, звери). При наличии в данной местности ядовитых животных следует соблюдать меры предосторожности, носить соответствующую одежду и обувь (сапоги). Для отпугивания змей нужно шуметь, идти через лес с громким треском веток, периодически топать ногами. В последнее время серьёзную опасность представляет клещевой энцефалит. Особенно велика опасность энцефалита в мае-июне, хотя клещи встречаются всё лето, вплоть до глубокой осени. Для того, чтобы оградить себя в этот период от клещей, желательно не заходить в лес и кустарник, носить одежду, затрудняющую заползание клещей, пользоваться репеллентами. Если Вы идете через лес, старайтесь не прикасаться к веткам и листьям деревьев. Если коснулись, остановитесь и осмотрите друг друга. Увидев клеща, стряхните, по возможности не прикасаясь к нему. После того как Вы взяли клеща в руки, надо помыть их с мылом, чтобы избежать возможности заражения. Самки клещей присасываются надолго, а самцы кусают и уползают. В Ленинградской области 3-5% клещей являются переносчиками энцефалита. Кроме энцефалита, клещи переносят бореллеоз. Причем вероятность заболевания бореллеозом при укусе клеща в 2-3 раза выше, чем энцефалитом. Против энцефалита, заблаговременно, не менее 2-3 месяцев делаются прививки. Для лечения и профилактики используется препарат йодантипирин. Для лечения бореллеоза используют антибиотики широкого спектра действия (группы пенициллинов и тетрациклинов).
Грызуны являются переносчиками многих инфекционных заболеваний. Поэтому следует избегать контактов с ними и беречь от них продукты питания.
При работе в полевых условиях опасность могут представлять быки. Многие из них проявляют крайнюю агрессивность и могут нанести тяжелые повреждения вплоть до смертельного исхода. Если вы видите стадо коров, посмотрите, нет ли среди них быков. Надо избегать ставить лагерь в местах, где видны следы пребывания скота. Иначе рано утром вы можете проснуться окруженными стадом коров, в котором есть бык.
Наиболее опасным растением в нашей зоне является борщевик. Следует избегать контакта с ним во избежание ожогов.
Большая часть территории нашей страны являлась зоной боевых действий во время Великой отечественной войны. Поэтому в лесах и полях, а так же в населенных пунктах периодически находят боеприпасы. До сих пор они представляют большую опасность. Если вам попался такой боеприпас, или просто незнакомый предмет, ни в коем случае не дотрагивайтесь до него. В случае нахождения боеприпасов надо огородить их и сообщить в ближайшее отделение милиции.
При работе следует выполнять правила пожарной безопасности. При курении на поле или в лесу надо тщательно тушить спички и окурки, чтобы не вызвать пожар. Сухая трава в поле может легко загореться, а дальнейшее распространение пламени вызвать возгорание зданий или сооружений. В засушливый период пожароопасная обстановка складывается в лесу.
Если работы производятся на территории хозяйств, заповедников, заказников или других предприятий или организаций, то во избежание недоразумений они должны быть заранее согласованы с руководством этих предприятий или организаций. Для работ в погранзонах зачастую необходимо получение разрешений у пограничников.
Место для организации стоянки должно удовлетворять ряду требований.
- Пригодность для размещения лагеря (удобный подъезд, площадки для установки палаток, место для приготовления пищи)
- Безопасность от стихийных бедствий (наводнения, камнепады, селевые потоки, лавины и т.п.)
- Безопасность от антропогенных воздействий (вдали от ЛЭП, свалок, опасных предприятий, железных и шоссейных дорог, дамб, войсковых частей и полигонов)
- Относительная удаленность от населенных пунктов и скрытость от наблюдения со стороны.
Для постановки лагеря не следует выбирать места, расположенные вблизи населенных пунктов или мест, посещаемых людьми. Лагерь, расположенный вблизи деревни, вызовет интерес у местных жителей. В результате возможны конфликты с ними или хищение снаряжения и продуктов. В населенных пунктах можно останавливаться только на огороженной или охраняемой территории организаций или предприятий (опытные станции), или на огороженных частных участках с разрешения их хозяев.
На стоянках следует соблюдать технику безопасности при приготовлении пищи. Во время тепловой обработки продуктов (варки, жарки и т.д.) существует возможность получить ожоги. В целях их профилактики, все члены отряда должны хорошо уметь пользоваться снаряжением для приготовления пищи. Важное значение имеет своевременность постановки лагеря в светлое время суток, чтобы не заниматься приготовлением еды в темноте. Однако надо уметь готовить еду и в ночных условиях. Костры, газовые горелки и другие источники огня представляют серьёзную опасность для палаток, спальных мешков, одежды и конечно, ёмкостей с топливом (канистр с бензином, газовых баллонов). Огнем надо пользоваться на значительном удалении от этих предметов. При разжигании костра, надо учитывать направление и силу ветра, т.к. искры могут прожечь палатки на значительном расстоянии от костра. Костер может стать причиной пожара. Чтобы избежать этого, надо соблюдать ряд предосторожностей. Во время засухи, по возможности надо воздерживаться от разведения костра. При наличии сухой подстилки, по которой может распространяться пламя, костер надо окопать или обложить камнями. Серьёзную опасность представляет торф. При наличии торфяного слоя, он загорается от костра, а потушить его очень трудно. Горящий торф практически невозможно залить водой. Если огонь не сильно распространился, то можно только откопать горящий торф, и таким образом воспрепятствовать дальнейшему распространению горения.
Важное значение имеет обеспечение водой для приготовления пищи и хозяйственных нужд. При движении на автомобилях, следует иметь 1-2 емкости по 5-10 литров на каждый автомобиль. Их надо периодически заправлять заведомо питьевой водой из колодцев, родников или водопровода. Пользоваться непроверенными источниками воды довольно опасно. Как правило, вода из озер, на которых не стоят промышленные предприятия, животноводческие фермы, птицефабрики или крупные населенные пункты, может употребляться для приготовления еды после кипячения, если на вид, цвет и запах она не вызывает подозрений. Вода из большинства рек, как правило, более грязная, даже если на вид кажется чистой. По возможности не следует использовать речную воду даже для мытья посуды. В южных районах страны, вообще лучше не пользоваться водой из непроверенных источников, т.к. вероятность заражения кишечными инфекциями там намного выше. Пить можно только кипяченую или покупную воду. На случай вынужденного использования воды сомнительного происхождения надо иметь с собой фильтр для очистки воды с антибактериальным элементом. Но даже после фильтрования, воду надо кипятить. При использовании речной воды для мытья посуды, следует добавить туда дезинфицирующее вещество (хлорку).
В процессе жизнедеятельности в экспедиционном лагере накапливается мусор. Его можно разделить на перегниваемые органические остатки (очистки овощей, фруктов, остатки мяса, рыбы, кости) и неперегниваемый мусор. Для складирования, хранения и перевозки мусора надо иметь запас мусорных пакетов. Для сохранения окружающей среды возможны 3 варианта: вывоз, закапывание и сжигание мусора. Лучше всего вывезти весь мусор и выбросить его в мусорный контейнер в городе, на автомобильной заправке или стоянке. Органические остатки в небольшом количестве можно закопать. Они перегниют и не нанесут вреда окружающей среде. Бумагу, полимерные пленки, пластиковые бутылки можно сжечь. Для этого надо развести довольно большой костер и бросать туда мусор небольшими партиями. Надо иметь в виду, что полимеры при горении выделяют весьма токсичные вещества. Для более полного их сгорания костер должен быть жарким и гореть сильным пламенем. Надо всячески избегать попадания дыма в легкие. В большой костер можно бросить алюминиевые консервные банки. Они сгорают с образованием окиси алюминия, которая в большом количестве содержится в почве и не наносит вреда окружающей среде. При невозможности вывезти железные консервные банки, их также надо прокалить на костре, сплющить большим камнем и закопать.
При организации долгосрочного лагеря следует оборудовать туалеты. В удобных для этого местах нужно выкопать ямы, а при снятии лагеря закопать их. При разбивке временного лагеря на 1-2 ночи туалеты не оборудуют, но надо пользоваться лопаткой в индивидуальном порядке.
Под нештатной ситуацией следует считать положение, при котором:
- невозможно дальнейшее выполнение запланированной деятельности прежде, чем эта ситуация не будет разрешена.
- при этом нет опасности для жизни и здоровья участников экспедиции или других людей.
Ситуацию, при которой существует такая опасность, следует считать чрезвычайной.
Возможные варианты нештатной ситуации:
- поломка или застревание автомобиля, когда невозможно обойтись собственными силами.
- выход из строя или потеря оборудования или снаряжения, без которого невозможно обойтись
- легкое заболевание кого-либо из членов отряда
- необходимость срочного выезда одного из участников
- стихийные или антропогенные катастрофы в районе обследования (когда отряд еще не прибыл в этот район)
Возможные варианты чрезвычайных ситуаций:
- серьезная авария с травмированием или гибелью людей
- тяжелое заболевание участника
- потеря участника
- нахождение отряда в районе стихийных бедствий или антропогенных катастроф.
Обычные люди, которые никогда не бывали в чрезвычайных ситуациях и не готовились к ним, зачастую оказываются не в состоянии адекватно действовать, попадая в такую ситуацию. Для того, чтобы более или менее эффективно действовать в чрезвычайной ситуации, необходимо заранее готовиться к ней. Надо знать различные варианты развития подобных ситуации, последовательность действий в них. Необходимо так же умение оказывать медицинскую помощь. Очень большую роль играет психологическая подготовка. При внезапном развитии чрезвычайной ситуации восприятие происходящего, осознание и адекватность действий неподготовленных людей, как правило, оставляет желать лучшего. Так, в первые минуты, люди не воспринимают всерьёз происходящее. Им кажется, что всё происходит не на самом деле, а они видят это по телевизору. Такой ступор может продолжаться несколько минут, в течение которых никто ничего не предпринимает. В результате возможны травмы, и даже гибель людей или в лучшем случае потеря ценного снаряжения или оборудования. После преодоления такого ступора, когда, наконец, осознана серьёзность происходящего, возможно гипертрофированное ощущение опасности. Так, человек, внезапно оказавшийся на месте ДТП, и видящий лежащего без сознания человека в крови, пугается настолько, что перестаёт правильно оценивать ситуацию, начинает беспорядочно метаться, не зная, что ему делать, хотя в этой ситуации ему лично ничего не угрожает. В состоянии аффекта такой человек представляет опасность для самого себя и для окружающих. Он сам может попасть под машину или нанести вред, пытаясь оказать помощь пострадавшему. Ощущение сильной опасности, почти у всех людей снижает уровень мыслительных способностей в несколько раз. Впоследствии, многие удивляются, почему они догадались сделать что-либо только по прошествии значительного времени. Ощущение опасности и её реальность не всегда адекватны. Так, можно ощущать сильную опасность, стоя на балконе 20 этажа и смотря вниз. Однако реальная опасность будет почти равна нулю, так как возможность упасть практически исключена. С другой стороны, возможны ситуации, в которых человек не ощущает опасности, когда на самом деле она очень велика. Умение трезво оценивать реальную опасность имеет очень большое значение.
Перед выездом в экспедицию, следует провести занятие, на котором оценить возможные ЧП и заранее разработать последовательность действий. Каждый сотрудник должен уметь оказывать первую помощь, знать состав аптечки и её местонахождение. Такие темы как: остановка кровотечений, иммобилизация конечностей при вывихах и переломах, транспортировка пострадавших должны быть отработаны под руководством медицинского работника.
Экспедиционный отряд должен быть всегда готовым оказать первую медицинскую помощь кому-либо из участников или посторонним людям. В составе отряда очень ценно иметь медицинского работника, однако каждый участник должен владеть приёмами оказания первой медицинской помощи. Нужно иметь укомплектованную аптечку. Если в составе отряда есть медицинский работник, целесообразно разделить аптечку на 2 части – аптечка первой помощи, которой могут пользоваться все участники и профессиональный комплект для врача. В аптечку первой помощи входят общеупотребляемые средства для обработки мелких ран, ссадин, потертостей, таблетки от головной боли, сердечные средства, использование которых не требует специальных медицинских знаний. В профессиональный комплект входят средства, для использования которых необходимо медицинское образование.
Перевязочные и другие средства и принадлежности:
- Бинты стерильные или перевязочные пакеты - 6 шт.
- Бинты нестерильные – 10 шт.
- Сетчато-трубчатые бинты №№ 1-7 по 2 шт.
- Лейкопластырь – 1 рулон или упаковка
- Термометр – 1 шт.
- Ножницы.
- Пинцет.
Медикаменты общего применения.
- Р-р йода 5% - 1 флакон
- Р-р перекиси водорода 3% - 1 флакон 50 мл
- Калия перманганат – 1 шт.
- Кислота борная – 1 шт.
- Бриллиантовый зеленый – 1 флакон.
- Мазь Вишневского – 1 фл.
- Анальгин таблетки 0,5 – 20 шт.
- Кислота ацетилсалициловая таблетки 0,5 – 20 шт.
- Пенталгин таблетки – 20 шт.
- Цитрамон таблетки 6-10 шт.
- Зубные капли – 1 фл.
- Р-р ледокаина 10% - 1 фл.
- Но-шпа таблетки 0,04 – 20-30 шт.
- Нитроглицерин таблетки 1 уп.
- Валидол таблетки или капсулы – 1 уп.
- Корвалол – 1 фл.
- Уголь активированный таблетки 0,5 – 40 шт.
- Витамины Компливит 1 упаковка по 60 таблеток
- Глазные капли альбуцид – 1 фл.
- Синтомициновая мазь – 1 шт.
- Клей медицинский – 1 шт.
Перевязочные и другие средства и принадлежности:
- Бинты стерильные или перевязочные пакеты - 20 шт.
- Бинты нестерильные – 20 шт.
- Сетчато-трубчатые бинты №№ 1-7 по 4 шт.
- Лейкопластырь – 1 рулон или упаковка
- Термометр – 1 шт.
- Ножницы.
- Пинцет.
- Шприцы одноразовые 2 мл – 5 шт., 5 мл –10 шт., 10 мл – 5 шт
Средства терапии острых состояний
- Кофеин-бензоат натрия ампулы 10% 1 мл – 10 шт.
- Анальгин ампулы 50% 2 мл – 10 шт.
- Преднизолон ампулы 3% 1 мл – 5 шт
- Эуфиллин ампулы 12% 2 мл – 5 шт.
- Димедрол ампулы 1% 1 мл – 10 шт. или Супрастин ампулы 2% 1 мл – 10 шт.
- Адреналина гидрохлорид ампулы 0,1% 1 мл 2-3 шт.
- Глюкоза 20% 20 мл – 5 шт.
Антибактериальные препараты
- Тетрациклин таблетки 0,2 – 70 табл.
- Левомицетин таблетки 0,5 – 70 табл.
- Сульфамонометоксин таблетки 0,5 – 30 табл.
- Бициллин-3 флаконы 300000-600000 ЕД + изотонический р-р хлорида натрия или вода 5 мл – 8 шт.
- Интестопан таблетки 30 шт.
- Йодантипирин таблетки 0.1 50 шт.
|